Sort by
Sort by

В Москве обсудили возможности развития социального партнерства

26 августа в Москве состоялась конференция «Бизнес, НКО и власть в социальном партнерстве: тенденции и вдохновляющие практики», участникам которой было представлены всероссийское исследование по теме социального партнёрства, а также примеры взаимодействия в этой сфере. Собравшиеся обсудили особенности развития межсекторного партнерства в России, а также познакомились с современными практиками в этой сфере. Организатор – Центр развития филантропии «Сопричастность» при поддержке «Нестле Россия».   


Открывая конференцию, Маурицио Патарнелло, Глава «Нестле» в регионе Россия-Евразия, отметил: «Тема социального партнёрства между бизнесом, НКО и властью сегодня как никогда важна. Только совместные усилия трёх сторон могут довести начинание, особенно в социальной сфере, до успешной реализации. Примером социального партнёрства, которым гордится компания «Нестле», является программа «Разговор о правильном питании» (глобальный проект «Нестле» «Здоровые дети»), которая уже более 15 лет с успехом проходит в российских школах, при поддержке Министерства образования и науки РФ. Проект реализуется в рамках концепции «Нестле» в области социальной ответственности «Создание общих ценностей». Мы уверены, что при взаимодействии бизнеса, власти и НКО решение многих социальных проблем является возможным».

Татьяна Бачинская, исполнительный директор Центра развития филантропии «Сопричастность», представила итоги социологического исследования партнёрства НКО, власти и бизнеса для развития диалога, укрепления гражданского общества и распространения лучших практик в этой сфере, которое провёл Центр «Сопричастность», при поддержке фонда ИСЭПИ. 

В исследовании приняли участие 182 эксперта, которые делились мнениями о формах социальности партнёрства (СП), актуальности его для России, определяли роль каждого из секторов. Среди основных проблем, мешающих развитию партнёрства, респонденты назвали отсутствие доверия партнёров друг к другу и непрозрачность проектов; отсутствие макросреды и политического ресурса, внятной концепции КСО; недостаточную готовность и желание участников партнёрства к взаимодействию для решения социальных проблем. 

По мнению экспертов, большой запрос на социальное партнёрство связан с недостаточно эффективной работой государства и социальных служб, поэтому надежды заинтересованных в развитии СП сторон так связаны с властными структурами. И основная задача государственной и местной власти – через выделение финансовых ресурсов трансформировать цели и ценности общества в сторону развития его социальной активности.

Татьяна Бачинская отметила: «Общество, включая молодое поколение, уже активнее откликается на идею социальной ответственности и партнёрства. Появился некий тренд на межсекторное взаимодействие, и все заинтересованные стороны осознали необходимость привлекать в свои проекты представителей разных структур. Это сотрудничество позволяет изменить ситуацию, даёт синергетический эффект, поэтому исследовать эту тему было так важно. Понять, на каком этапе развития мы находимся, какие формы социального партнёрства наиболее востребованы, что мешает движению вперёд - это основные вопросы, которые мы задавали экспертам. А то, что этот механизм в России уже успешно работает, доказывают вдохновляющие практики, которые мы выявили. Важно чётко понимать, что никто не придумал, что можно решать социальные проблемы каким-либо другим способом. Межсекторное социальное партнёрство - единственный путь, по которому страна может двигаться в сторону экономического и социального развития».

Александр Горелик, директор Информационного центра ООН в Москве, говоря о глобальных тенденциях межсекторного взаимодействия, остановился на  том, как современный бизнес относится к концепциям устойчивого развития: «Сегодня в бизнес-сообществе уже довольно широко распространено убеждение, что здоровое общество и здоровые рынки – две стороны одной медали. Недаром к концепции устойчивого развития выпукло добавилась концепция корпоративной устойчивости». 

Директор по корпоративным делам «Нестле» в регионе Россия-Евразия Андрей Бадер рассказал о концепции «Создание общих ценностей» (Creating Shared Value (CSV), которая была разработана профессором Гарвардского университета Майклом Портером и Марком Крамером, директором «Группы стратегических разработок» (FSG). Концепция была внедрена в бизнес-стратегию «Нестле» в 2009 году при участии Главного исполнительного директора  «Нестле» г-на Пола Бюльке и Председателя Совета директоров компании г-на Питера Брабека-Летмата. Еще в 2005 году г-н Брабек задумался над тем, как сделать программы КСО наиболее эффективными с точки зрения совмещения интересов бизнеса и общества. В 2009 году концепция «Создание общих ценностей» была представлена на международном форуме в Нью-Йорке как часть бизнес-стратегии компании «Нестле». Концепция «Создание общих ценностей» предполагает устойчивое развитие в таких областях как питание, охрана водных ресурсов и развитие сельских районов. Глобальная образовательная программа для детей в области питания «Здоровые дети», которая сейчас идет в 73 странах и которую освоили уже  7,6 млн детей, также входит в концепцию CSV. Эта программа была анонсирована на одноименном форуме «Создавая общие ценности» в 2009 году. «Мы считаем, что бизнес может быть успешным только в том случае, если он создает ценности как для акционеров компании, так и для общества в целом», - делится секретом партнёрского успеха Андрей Бадер. 

Александра Макеева, руководитель программы «Разговор о правильном питании», особое внимание обратила на роль участников программы и ее результаты: «Социальное партнёрство для нашей программы – основа успеха. Программа не могла бы так интенсивно работать и развиваться без наших не просто партнеров, а настоящих соратников. Мы гордимся тем, что программу поддерживает научное сообщество – ведущие институты и эксперты, занимающиеся вопросами укрепления здоровья детей. Мы ценим помощь региональных и федеральных структур управления образования по продвижению проекта. И конечно, мы благодарны тем 40 000 учителям и воспитателям, которые, используя нашу программу, учат детей заботиться о своем здоровье. Одно из самых главных достижений проекта – это то, что нам удалось объединить усилия огромного числа высоко профессиональных и преданных делу людей». 

Тему создания общих ценностей продолжил Сергей Мартыщенко, руководитель программ некоммерческой организации Evolution & Philanthropy: «Основу любой совместной деятельности составляют отношения, которые складываются постепенно и требуют времени, сил и терпения. Партнёрство должно пройти этап тщательной разработки: определения целей и задач, планирования действий каждого участника, определения вкладываемых ресурсов, промежуточных и конечных результатов». 

Учитывая, что обсуждаемые проблемы, имеют общенациональное значение, участники конференции приняли решение обратиться с резолюцией в органы законодательной и исполнительной власти, Общественную палату, в СМИ. Только политическая воля руководства страны, совместно с усилиями бизнес-сообщества и гражданского общества способны разрушить барьер недоверия к КСО и социальному партнерству, способствовать политической, экономической и социальной стабильности.