ПМЭФ 2012: Директор по корпоративным делам «Нестле» в России и Евразии Андрей Бадер о пищевой промышленности в России

“Modern Russia”, 23 июня 2012 года

На полях Петербургского международного экономического форума 2012 Андрей Николаевич Бадер, директор по корпоративным делам «Нестле» в России и Евразии, рассказал “Modern Russia” об огромном потенциале российского рынка для пищевой промышленности и о проблемах, с которыми по-прежнему сталкивается предприятия, работающие в этом секторе.

Каковы ваши впечатления от Форума в этом году?

Мне, наверное, нужно начать с того, что «Нестле» [существует] в России с 1871 года. С тех пор не каждый год был отмечен Петербургским форумом, но у нас богатая история в этой стране – мы существуем более 140 лет, активно участвуем в различных государственных, общественных и социально значимых мероприятиях.

Петербургский международный экономический форум является значительным событием в жизни страны, поскольку позволяет бизнесу говорить прямо и открыто с правительством, заинтересованными сторонами и представителями экспертного сообщества и индустрии. Регулирование пищевой отрасли – сложный и трудоемкий процесс, и мы очень ценим возможность такого диалога.

В этом году мы вновь услышали ряд важных заявлений со стороны правительства Российской Федерации. Мы приложим все усилия для того, чтобы работать в соответствии с озвученными направлениями развития, как в рамках компании, так и в целом индустрии. Мы также были очень рады услышать, что российское правительство по-прежнему заинтересовано в прямых иностранных инвестициях, а также успешной и долгосрочной деятельности на территории РФ международных компаний, таких, как «Нестле».

Правда, что «Нестле» инвестировала около $1 млрд. в Россию?

1,2 млрд. прямых инвестиций, а это немалые деньги для пищевой промышленности! В прошлом году мы открыли новую фабрику в Тимашевске, на юге России, в Краснодаре, инвестиции в которую составили около 230 млн. швейцарских франков [240 млн. долларов]. Это ультрасовременная, высокая по производительности и степени автоматизации – лучшая в своем классе фабрика по производству кофе NESCAFÉ GOLD. И это только один пример использования данного региона (СНГ) как производственной площадки для соседних стран: из Москвы «Нестле» управляет производством в 10 странах - то, что производится здесь, экспортируется в целый регион. У нас 14 производственных предприятий в регионе Россия-Евразия и 12 из них находятся в России.

Откуда такой большой спрос на продукцию компании «Нестле» в регионе?

Это обусловлено быстро растущей экономикой и очень быстрым ростом потребления, потому что эти продукты не были доступны в стране 20 лет назад - это очень перспективный рынок. Кроме того, средний класс растет быстрыми темпами: к 2020 году в России, как ожидается, будет самый большой процент среднего класса в Европе.

Какие категории продуктов пользуются популярностью в России?

Мы являемся лидерами в области кофе, мы успешны в шоколадной отрасли... На российском рынке представлены все западные бренды. Такую же систему розничной торговли, как в Голландии или в Германии, вы можете найти и здесь.

Значит, приходится выдерживать высокую конкуренцию?

Очень высокую, причём в основном из-за рабочей силы: дешёвая рабочая сила больше не рентабельна, сейчас востребованы высококвалифицированные работники, которые при этом обходятся дорого и остаются ненадолго. И это является проблемой для данной отрасли экономики, потому что даже оператора производственной линии для фабрики не так легко найти. В итоге, в некоторых регионах мы наблюдаем переизбыток рабочей силы, а в других, наоборот, - большой дефицит.

Делают ли что-нибудь власти для решения этой проблемы?

Конечно. Министерство экономического развития и недавно созданное Министерство труда прилагают все возможные усилия. Но что делать, если население не растет? Эту проблему не так просто решить: несколько лет подряд население сокращается. Те, кто могли бы работать у нас, должны были бы родиться в начале 1990-х, когда была не очень благоприятная ситуация с точки зрения рождаемости. Через пять лет все должно измениться к лучшему.

Заметили ли вы, что правительство стремится улучшить инвестиционный климат?

Конечно, мы это ощущаем. Как продовольственная компания мы сильно децентрализованы, мы работаем во многих регионах России и на своём собственном опыте можем наблюдать усилия местных властей по привлечению инвестиций и активное стремление к сотрудничеству. Я говорю это искренне, потому что мы работаем во многих регионах – сначала инициатива идет из центра, на федеральном уровне, и этот шаг является довольно логичным, но мы также видим результаты этой работы в регионах. Спросите любого в этом зале, и они скажут вам: улучшение очевидно.

Что вы думаете о пленарном выступлении Президента Владимира Путина [21 июня]?

Мы услышали заявления о следовании выбранному курсу экономического развития с точки зрения правового регулирования, частной собственности и приватизации, а также социально-политической стабильности, так важной для каждого инвестора, и мы высоко ценим, что всё это работает. На обсуждение были вынесены вопросы, затрагивающие все отрасли промышленности, крупный и средний бизнес. Мы смогли добиться возможности прямого диалога с высокопоставленными государственными чиновниками на важные для нас темы, которые находятся в их юрисдикции. Например, Таможенный союз ЕврАзЭС между Россией, Белоруссией и Казахстаном: эта тема является очень актуальной для нас, мы видим большие перспективы для роста в этих странах, потому что в них сосредоточены важные активы для нашего бизнеса.