Телеканал Russia Today, 05.04.2011

Телеканал Russia Today, 05.04.2011 , Apr 05, 2011

Май 2011
Телеканал: Russia Today
Онлайн: http://rt.com/business/news/Nestle–russia–ceo–loeker/
Авторы: Анастасия Костомарова, Джеймс Блейк

Телеканал Russia Today, 05.04.2011

Стефан Де Локер, генеральный директор Nestle в России, о специфике российского рынка.

Журналисты Business RT побеседовали со Стефаном Де Локером, генеральным директором Nestle в России, о том, какие преимущества для глобальных компаний и для России несет стремление правительства стимулировать инвестиции в российскую пищевую промышленность.

RT: Когда компания, подобная Nestle – производитель широкого ряда продуктов и напитков – смотрит на Россию, какие привлекательные стороны рынка она видит? Какие потенциальные выгоды несет доступ на российский потребительский рынок?

“Во-первых, у нас как у компании есть глобальные амбиции, и вполне логично, что мы хотим иметь сильную позицию на рынке страны такого размера, как Россия, и с такими перспективами, как у России. В свою очередь, Nestle обладает компетенцией и амбициями, необходимыми для достижения такой цели. В основе всего также лежит уверенность в том, что мы можем сделать это в России, как делали в других странах.

Мы начали работу здесь по тому же принципу: единственный способ преуспеть на рынке - это быть как можно ближе к рынку. Нет ничего столь привязанного к месторасположению, как еда. В каждой стране свои кулинарные традиции, и в том, что есть, и в том, как есть, а также как воспринимать еду, как обращаться с едой, и так далее. Так что единственный способ преуспеть в этом бизнесе – это максимально приблизиться к потребителю. Мы начинаем работу, нанимаем здесь персонал, стараемся производить так же хорошо, как это делают на данном рынке, а потом, что очень важно, представляем на рынке нечто инновационное. Это также и причина, по которой мы создали здесь инновационный центр – мы знаем, что единственный способ достичь здесь успеха, это понимать, чего по-настоящему хочет российский потребитель и как мы можем это определить. А это, по сути, модель, с которой мы начали.”

RT: Чем российские потребители отличаются от потребителей других больших развивающихся стран, а также от покупателей промышленно развитых рынков? Насколько сложен их процесс выбора, реагируют ли они на маркетинговые усилия компании одинаково? Потребляют ли они одни и те же продукты?

“Как почти во всех странах, российский потребитель и покупатель имеет свои особенные черты. Если вы сравните потребителя из России с потребителем с промышленно развитого или более традиционного рынка, в первую очередь, он покажется очень увлеченным, очень открытым всему новому, заинтересованным в продуктах с высокой добавленной стоимостью. Уровень принятия новых продуктов очень высок. Но, если вы взглянете на другие развивающиеся рынки, на традиционные рынки стран БРИК, вы увидите тот же феномен. Бразильцы, китайцы и русские очень интересуются новинками. Отличает же Россию то, что средний уровень дохода на душу населения в России значительно больше. И благодаря этому интерес к брендам, к премиальным продуктам, намного выше. То есть русские любят бренды больше, чем другие нации, если за брендом стоит настоящая ценность. Если вы просто попытаетесь завысить в России цены, ничего не получится. Если бренд обладает настоящей добавленной ценностью, для россиян он будет премиальным, что также является потенциальной проблемой, так как продукты премиум-класса доступны не всем. Это создает еще одну задачу на ближайшие годы – как сделать его доступным для всех? Очень увлеченные, ориентированные на премиум-класс, любят бренды, открыты для инноваций – вот основные черты российских потребителей.”

RT: Когда Nestle смотрит на эти привлекательные стороны рынка, что представляется компании негативной стороной создания и поддержания бизнеса в России? Насколько сложно для компании, подобной Nestle, проникнуть на российский рынок по сравнению с рынками других развивающихся стран?

“Я думаю, основные трудности работы здесь связаны больше с производственным процессом. В этом отношении Россия остается очень дорогой страной. Если сначала посмотреть на размеры страны, становится очевидна настоящая проблема. Перевозки здесь очень дороги, поскольку инфраструктура и логистика в России развиты мало. Если разделить на составляющие стоимость продукта в России и сравнить с другими рынками, становится очевидно, что логистические затраты на доставку любых ресурсов здесь выше, чем где-либо еще. Все это в значительной степени объясняется недостаточно развитой инфраструктурой и ее низким качеством. Вторая проблема состоит в нехватке ресурсов, стоимости импортируемого оборудования и ресурсов и того количества производственных ресурсов, в которые необходимо инвестировать. Если мы посмотрим на доступность грузовиков, что до сих пор является проблемой, на доступность складских помещений, мы увидим, что это остается доминирующим фактором на российском рынке. Это увеличивает затраты и действительно очень усложняет ведение бизнеса в этой стране.”

RT: Считаете ли Вы, что в России можно найти достаточное количество достаточно квалифицированных управленцев? Чем российские менеджеры и подходы к руководству отличаются от менеджеров других стран?

“В России есть множество талантливых, образованных и очень умных людей. С этой точки зрения все необходимое здесь есть. Проблема состоит в недостатке опыта, а менеджмент во многом строится на опыте. Таким образом, здесь у вас есть множество молодых, увлеченных, хорошо образованных людей, но когда дело доходит до управления 10 000 сотрудников, становится понятно, что такая задача требует много больше, чем личный опыт.

Я думаю, одна из самых изумительных особенностей работы в России заключается в том, что здесь самые молодые руководители. Я приехал из Германии, где считался молодым управленцем, а здесь в России я внезапно стал старым руководителем. Я считаю, что способность российских менеджеров адаптироваться и учиться просто поразительна. Я пришел в компанию в начале кризиса, и теперь я вижу, как все изменилось. Я увидел, насколько быстро компания сможет сориентироваться в ситуации и начать действовать.

Также об этом говорит и количество менеджеров, которых мы направляем в разные страны мира для работы в подразделениях группы Nestle – отзывы из этих стран всегда позитивные. Люди хотят учиться, понимать, ассимилироваться – это способность менеджера приспособиться к новому окружению в России развита намного лучше, чем на Западе. Из-за этого несколько сложно возвращать этих людей обратно в страну”.